«Белый список». «Медуза» выпустила расследование о цензуре в «Яндексе» Спектр
Суббота, 10 декабря 2022
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

«Белый список». «Медуза» выпустила расследование о цензуре в «Яндексе»

Яндекс. Фото  REUTERS/Scanpix/LETA Яндекс. Фото REUTERS/Scanpix/LETA

«Яндекс» выводит новости на главную страницу из списка изданий, согласованного с администрацией президента, говорится в расследовании «Медузы» (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента).

«Белый список» СМИ для сервиса «Яндекс.Новости» был составлен в результате переговоров с АП в 2015 году, а запущен — в 2016 году, рассказали изданию несколько сотрудников сервиса.

«Люди из АП настаивали, чтобы мы выбирали для заголовков максимум три-пять одобренных ими источников. Переговоры были долгими и шли много лет. В итоге договорились о 15 позициях: взяли топ-50 самых цитируемых СМИ и из них согласовали полтора десятка. Причем часть из них не была в первой двадцатке, но нравилась АП. Из этих СМИ составили „заголовочный список“», — рассказал один из сотрудников «Яндекса», участвовавший в составлении списка.

Чиновники из администрации президента впервые пришли в «Яндекс» в 2008 году, вскоре после войны в Южной Осетии. Это были первый заместитель руководителя АП Владислав Сурков и заместитель начальника управления внутренней политики президента РФ Константин Костин. Позже в переговорах с компанией администрацию президента представлял замначальника управления по внутренней политике Тимур Прокопенко.

Сотрудники «Яндекса» утверждают, что представители АП с самого начала просили предоставить им доступ к интерфейсу главной страницы «на случай войны». Представители компании вспоминают, что им удалось «отшутиться», а позже в качестве уступки создать «белый список».

Два собеседника «Медузы» в «Яндексе» назвали 14 СМИ, входящих в разрешенный перечень: «Известия», РИА Новости, ТАСС, «Интерфакс», «Российская газета», «Коммерсант», «Ведомости», РБК, «Газета.ру», RT, «Лента», Regnum, «Независимая газета» и «Взгляд».

Бывший сотрудник «Яндекс.Новостей» рассказал, что команда сервиса пыталась включить в список «Новую газету» и «Эхо Москвы», однако этого не удалось сделать. Тем не менее, включение «РБК» они отстояли, сказал работник «Яндекса».

Сервис «Яндекс. Новости» и раньше подвергался критике в необъективном выборе новостей, однако после начала вторжения России в Украину претензии из-за цензуры публично начали озвучивать даже сотрудники «Яндекса». В марте руководитель сервиса «Яндекс. Кью» Тоня Самсонова опубликовала на своей странице в фейсбуке заявление об увольнении. В нем она просила уволить ее по собственному желанию «в связи с тем, что „Яндекс“ не отображает на главной странице информацию о том, что российские войска обстреливают города Украины и убивают мирных жителей».

Самсонова рассказала «Медузе», что до увольнения пыталась связаться с топ-менеджерами компании и просила их начать показывать информацию о войне. Один из них ответил ей: «Тоня, солнце мое, ты где, в Европе? А я в Москве. Не звони мне, пожалуйста, больше никогда с такими идеями. Такие разговоры для меня сейчас опасны».

Большой резонанс вызвал и пост в фейсбуке бывшего руководителя «Яндекс. Новостей» Льва Гершензона, который написал о том, что «Яндекс» лишает информации о войне 30 млн своих пользователей. «То, что значительная часть населения России может считать, что войны нет, является основой и движущей силой этой войны. „Яндекс“ сегодня — ключевой элемент в сокрытии информации о войне», — заключил Гершензон.


СЛЕДИТЕ ЗА РАЗВИТИЕМ СОБЫТИЙ В ТЕКСТОВОЙ ХРОНИКЕ В НАШЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ


Собеседники «Медузы» рассказали, что после этого поста некоторые сотрудники «Яндекса» спрашивали на еженедельном собрании компании, нельзя ли убрать новости с главной страницы. Гендиректор «Яндекса» Елена Бунина выступила против: «Скажу эмоционально, но коротко: если мы [сейчас] уберем [с главной страницы] новости, то мы получим 10 минут славы. Глобально от этого ничего не поменяется, только через 10 минут все вернется на круги своя и „Яндекса“ не будет».

Ее поддержали управляющий директор Тигран Худавердян и глава бизнес-группы поиска, рекламы и облачных технологий Андрей Стыскин, рассказали сотрудники, присутствовавшие на встрече.

Руководство компании не может закрыть «Новости» из-за риска попасть под давление со стороны государства, считают некоторые работники «Яндекса». В ответ АП может «подключить следователей и прокуроров и устроить массовые проверки», предположил один из собеседников «Медузы».

В итоге было решено избавиться от токсичного актива посредством его продажи. Заодно в компании решили продать и «Яндекс. Дзен», к которому после начала войны у властей стали возникать претензии, говорится в расследовании.

В частности, по словам сотрудников «Яндекса», в компанию приходили письма от АНО «Диалог», подведомственной департаменту информационных технологий Москвы. В них «Диалог» просил отредактировать блог оппозиционного политика Ильи Яшина, рассказали «Медузе» два сотрудника «Яндекса». Недовольство вызывал также блог журналиста, главного редактора Republic (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента)Дмитрия Колезева, рассказал «Медузе» один из сотрудников «Яндекс.Дзена».

26 апреля было официально объявлено о продаже сервисов «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости» компании VK. Холдинг VK возглавляет Владимир Кириенко, сын первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. По условиям сделки, оба сервиса будут выведены из оргструктуры «Яндекса» и переданы VK до 1 июля 2022 года.