«Его понесло». Как «Дождь» попал под штраф в Латвии, из-за чего канал оказался на грани лишения лицензии, а его журналисты – виз Спектр
Понедельник, 06 февраля 2023
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

«Его понесло». Как «Дождь» попал под штраф в Латвии, из-за чего канал оказался на грани лишения лицензии, а его журналисты — виз

Студия новостного онлайн-канала «Дождь». Фото Denis Kaminev/File Photo/REUTERS/Scanpix/Leta Студия новостного онлайн-канала «Дождь». Фото Denis Kaminev/File Photo/REUTERS/Scanpix/Leta

Вещающий из Латвии российский телеканал «Дождь» может лишиться лицензии из-за нарушения местного законодательства. 2 декабря национальный совет электронных СМИ (NEPLP) оштрафовал канал на 10 тысяч евро за демонстрацию карты, на которой Крым изображен как часть территории России, а также за выражение «наша армия» в отношении  ВС РФ. Кроме того, канал прекратил сотрудничество с ведущим Алексеем Коростелевым, который в прямом эфире сказал, что «Дождь» поможет мобилизованным с оснащением. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил, что начат процесс лишения «Дождя» разрешения на работу. Подробнее о происходящем вокруг одного из главных за рубежом русскоязычных медиа — в материале «Спектра».

Алексей Коростелев. Скриншот видео Телеканал Дождь/YouTube

Алексей Коростелев. Скриншот видео Телеканал Дождь/YouTube

Что такое помощь

Вечером 1 декабря в эфире телеканала «Дождь», который после блокировки в России получил лицензию на вещание в Латвии, вышел очередной выпуск программы «Здесь и сейчас», прямой эфир которого вел Алексей Коростелев. 

Ведущий предложил всем, кто хочет рассказать о мобилизации в российской армии, писать телеканалу: «Многие из историй, написанных на наши почту и телеграм-бот, становятся опубликованными. И мы надеемся, что многим военнослужащим в том числе мы смогли помочь, например с оснащением и просто элементарными удобствами на фронте, потому что те истории, которые публиковались и рассказывались родственниками, честно говоря, бросают в ужас».

 

Спустя несколько часов, в ночь с 1-го на 2 декабря, на слова Коростелева отреагировал главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко, заявивший, что канал «не занимался, не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии — на фронте или за его пределами». 

«Поскольку прозвучавшая в эфире фраза вводит в заблуждение наших зрителей, мы приняли решение немедленно удалить ее из повторов и из записи эфира. Мы приносим извинения нашим зрителям», — написал он. 

Фраза Коростелева широко разошлась в соцсетях, вызвав негативную реакцию, в том числе, в Латвии. Служба госбезопасности страны (VDD) начала проверку слов ведущего, заявив, что какая-либо поддержка России как агрессору в конфликте с Украиной недопустима. По законам страны, оказание любой помощи армии страны-агрессора являются уголовным преступлением.

Министр обороны Артис Пабрикс заявил, что телеканал должен «вернуться работать в Россию», а виды на жительство сотрудников следует аннулировать. Спустя около двух часов глава информационной службы «Дождя», супруга Дзядко Екатерина Котрикадзе сообщила в прямом эфире, что сотрудничество канала с Алексеем Коростелевым прекращено. 

«У некоторых наших зрителей сложилось впечатление, что телеканал занимается отправкой снаряжения российской армии. Это не так. Канал этим не занимается, не занимался и не будет заниматься в дальнейшем никогда. Мы знаем, насколько двусмысленно могли звучать слова нашего коллеги. В эфире недопустимы формулировки, которые могут посеять сомнения в нашей позиции, поэтому мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым с сегодняшнего дня», — сказала она.

Не та карта

Практически в то же время стало известно, что Национальный совет по электронным СМИ Латвии (NEPLP) оштрафовал «Дождь» на 10 000 евро. Председатель совета Иварс Аболиньш пояснил, что штраф применен за то, что в эфире транслировалась карта, на которой Крым был изображен в составе России, а также за слова «наша армия» в отношении ВС РФ.  «Первый раз «Дождь» был оштрафован  несколько недель назад на 4000 евро — за отсутствие бегущей строки на латышском языке, что они сами прописали в условиях своей работы и что они обещали нам при въезде в Латвию», — сказал Аболиньш.

Согласно латвийскому законодательству, за три серьезных нарушения NEPLP имеет право аннулировать разрешение на трансляцию медиа. За последние несколько месяцев у «Дождя» это стало вторым предупреждением.

Глава минобороны Латвии Артис Пабрикс. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Глава минобороны Латвии Артис Пабрикс. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Вечером 2 декабря Артис Пабрикс заявил в твиттере, что процесс по лишению «Дождя» разрешения на работу в стране уже начался. Однако необходимо отметить, что Пабрикс не имеет полномочий по решению таких вопросов — лицензию на вещание выдает Национальный совет по электронным СМИ, а визы и разрешения на работу — Управление по делам гражданства и миграции. Обе эти организации, как и VDD Пабриксу не подчиняются. Кроме того, его партия проиграла выборы в парламент этой осенью, и после формирования нового правительства он покинет свой пост и потеряет место в парламенте. Ранее Пабрикс также угрожал лишить финансирования Общественное телевидение Латвии, на что у него также нет полномочий.

В то же время заявления и действия латвийских властей создают беспокойство среди российских журналистов эмигрировавших в Латвию. Большинство из них не имеют в стране статуса беженца или вида на жительство, а действие выданных им гуманитарных виз может быть прекращено. Латвия перестала выдавать россиянам визы с 24 февраля этого года, кроме гуманитарных. С 19 сентября въезд в страну из России по туристическим визам, выданным другими странами ЕС, запрещен, также прекращена выдача временных видов на жительство и продление ранее выданных разрешений.

Латвийский «Дождь»

Телеканал «Дождь» приостановил вещание в России 3 марта. За два дня до этого Роскомнадзор заблокировал сайт «Дождя» за распространение якобы недостоверных данных о войне в Украине. 

В июле телеканал объявил о возобновлении вещания, получив лицензию в Латвии. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева говорила, что у них будет одна — европейская — компания с филиалами в разных странах. Студии «Дождя», кроме Риги, работают в Амстердаме, Париже и Тбилиси. 

Отношения телеканала с местными властями не были гладкими с самого начала. В конце июля, всего через две недели после начала работы «Дождя», Служба государственной безопасности Латвии сообщила, что видит риски в переезде в страну российских журналистов после начала войны.

10 августа «Дождь» выпустил интервью мэра Риги Мартиньша Стакиса журналистке Екатерине Котрикадзе. В нем Стакис на русском языке объяснил зрителям «Дождя» причину сноса советского памятника «освободителям Риги». Стакис объяснил, что в Латвии нет «ужасной русофобии», о которой твердит российская пропаганда, а есть неприятие советского оккупационного наследия. 

В тот же день латвийский режиссер  Алвис Херманис, вернувшийся после работы в России, в своем посте в Facebook назвал интервью мэра Стакиса «брутальной политической манипуляцией», направленной «абсолютно против интересов Латвии», и заявил, что очень рекомендует «латвийским органам безопасности отозвать разрешения на работу и жительство» в Латвии всем журналистам «Дождя». В NEPLP тогда провели расследование и не обнаружили у телеканала никаких нарушений.

Брак в эфире

Вечером 2 декабря Алексей Коростелев прокомментировал инцидент в своих соцсетях. Он заявил, что не отправлял деньги на помощь ВС РФ и не призывал это делать других. »Слова вырваны из контекста… Жаль ли мне брошенного всеми голодного мобилизованного (о них шла речь)? Да. Путин красавчик? Нет. Кажется, водораздел проходит где-то тут. Я против войны, поэтому уже девять месяцев не живу в России — странно меня подозревать в поддержке вторжения. Глупость же. 

Но фраза разлетелась — теперь у «Дождя» проблемы. Мне бы не хотелось стать человеком, который закроет телеканал — я благодарен за все 8 лет с небольшим перерывом, что я на нем работал. И увольнению, если оно спасет телеканал и позволит моим коллегам и дальше работать, я не противлюсь и принимаю его без скрытой обиды и чего-то там еще», — написал он. 

Журналист также добавил, что-то, как его отстранение было оформлено в дневном эфире канала, не соответствует реальному положению дел: »Я оговорился в эфире, я готов к увольнению ради решений проблем канала (от появления украинских спикеров до административных в Латвии), но я не призывал к убийству прямо или косвенно. Я не призывал убивать или покупать средства для войны для любой армии мира. Так что виновным в преступлении против человечности себя не признаю».

Тихон Дзядко. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Тихон Дзядко. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Как сообщил «Спектру»  главный редактор телеканала Тихон Дзядко, Коростелев заявил о помощи российским военным неумышленно. Текст выступления ведущего телеканала в прямом эфире не был заготовлен заранее и являлся импровизацией. Так он хотел объявить о наличии у телеканала специального адреса электронной почты для сбора разного рода сообщений о происходящем с призывниками и свидетельств о преступлениях российской армии: «Ведущий пытался заполнить паузу в эфире и, по его собственным словам, «его понесло»». Дзядко еще раз подчеркнул, что «Дождь» не только не одобряет, но и никак не поддерживает агрессию России в Украине, а осуждение полномасштабного вторжения в Украину стало причиной преследования сотрудников телеканала, в том числе и его самого, в России.

Тихон Дзядко объяснил «Спектру», что в компании существует гайдлайн — сборник правил, в котором содержатся стандарты канала по освещению тех или событий, однако, чрезвычайные обстоятельства, в которых «Дождь» оказался после его закрытия в России и отъезда сотрудников за рубеж, не позволили его вовремя обновить, чтобы внести необходимые изменения: «До сих пор, стандарты освещения чувствительных вещей, таких как например «в Украине», а не «на Украине» оговаривались устно. Гайдлайн будет обновлен в течение нескольких недель».

Тихон Дзядко. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Тихон Дзядко. Фото Gints Ivuskans/AFP/Scanpix/Leta

Главный редактор канала также объяснил, что карта, на которой Крым указан как территория России, попала в эфир по ошибке при подготовке сюжета по вине дизайнера, недостаточно внимательно относящегося к подбору инфографики: «Корреспондент и редактор не успели вовремя отсмотреть сюжет перед эфиром. Это была ошибка, и мы очень сожалеем. Канал усилит контроль за материалами». Еще одно нарушение, которое вменяется телеканалу — употребление словосочетания «наша армия» по отношению к армии РФ, по словам Тихона Дзядко было вырвано из контекста: «Слова ведущей звучали, как «наша армия совершает преступление в Украине». Она обращалась к большинству наших телезрителей, которые находятся в России».

Тихон Дздяко заявил «Спектру», что канал пока не принял решение — заплатит ли он штраф или будет оспаривать решение NEPLP.