«Фабрика эльфов». Издание SVTV обвинило ФБК в использовании индустрии заказных комментариев Спектр
Пятница, 08 декабря 2023
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

«Фабрика эльфов». Издание SVTV обвинило ФБК в использовании индустрии заказных комментариев

Офис ФБК в Москве, 18 марта 2018 года. Фото Maxim ZMEYEV/AFP PHOTO/Scanpix/LETA Офис ФБК в Москве, 18 марта 2018 года. Фото Maxim ZMEYEV/AFP PHOTO/Scanpix/LETA

Издание SVTV, созданное российским политиком-либертарианцем Михаилом Световым, выпустило расследование «Популярная ботаника: как ботоферма ФБК топит оппонентов и хвалит руководство Фонда», в котором обвиняет структуру Алексея Навального в использовании индустрии заказных комментариев, подобно некогда существовавшей «фабрике троллей» в структурах ныне покойного Евгения Пригожина. О чём говорится в расследовании и что о нём говорят его фигуранты — читайте в материале  журнала «Спектр».

Расследование ссылается на единственный источник — бывшего сотрудника организации, передавшего достаточно объёмный архив с документами и внутренней перепиской.

Как утверждается, финансированием проекта занимается фонд «Свободная Россия» (Free Russia Foundation). Конкретно к созданию «ботофермы», по утверждению SVTV, причастны директор Free Russia Foundation по Южному Кавказу Егор Куроптев, координатор по Южному Кавказу Антон Михальчук и IT-специалист Павел Елизаров, а также вице-президент по международной адвокации Владимир Милов и директор фонда Наталия Арно.

Руководителем самого проекта называют экс-главу московского штаба Навального Олега Степанова, куратором мониторинга — бывшего юриста штаба Навального в Уфе Федора Телина. В числе причастных упомянут также директор международного ФБК (Anti-Corruption Foundation) Иван Жданов.

Олег Степанов. Фото с личной страницы в Instagram

Сотрудников проекта называют «эльфами», в противоположность «пригожинским троллям», распространявшим комментарии в поддержку политики Владимира Путина.

В Вильнюсе, как сообщается, работало три офиса по 25 человек в каждом, в Тбилиси — 70 человек, ещё одно подразделение работало на Беларусь.

Сотрудники регистрировались в Литве как предприниматели и заключали договоры о «SMM-консультациях» с НКО Reforum, которую возглавляет Арно.

Один час работы сотрудника, как утверждается, стоил 10 евро, примерная зарплата в месяц, по словам источника, составляла от 1200 до 1800 евро.

В обязанности входило опубликовать за смену не менее 120 комментариев и заскринить их для отчётности. За комментарии с большим количеством отзывов якобы предполагались премии. Примерное содержание публикаций давал координатор.

Для публикации, по данным собеседника SVTV, использовались купленные фейковые аккаунты ВКонтакте, порой утраченные в результате фишинговых атак.

Основные тезисы, как утверждается, касались войны с Украиной и её последствий для россиян. Но, по данным источника, было организовано и несколько других кампаний в поддержку инициатив ФБК и для критики оппонентов Навального, таких как Ксения Собчак или Алексей Венедиктов.

Один из офисов в Вильнюсе, по данным SVTV, недавно закрыли после того, как сотрудники пожаловались на задержку зарплат и плохие условия работы.

Обложка материала СВТВ. Скриншот

Между тем о данном проекте — конкретно в Тбилиси — ещё в октябре 2022 года писало издание «Фонтанка». Здесь, как утверждалось, сотрудникам платили по 26 долларов за пять часов рабочей смены, в течение которой требовалось написать 120 комментариев. Ценились комментарии, которые набирали больше реакций и ответов.

«Всё это можно было бы оформить более интеллигентно, чтобы это действительно работало на переубеждение, а не на провокацию», — сказал тогда по этому поводу источник «Фонтанки».

Источники «Соты» добавляют, что один из литовских офисов закрылся якобы «из-за неэффективности Степанова как управленца и его постоянных конфликтов с сотрудниками», после чего было решено расширить грузинский офис — с оплатой примерно 800 евро в месяц. Белорусский же проект «сейчас сошёл на нет».

Именно Степанов, как утверждается, мог заказывать кампании против оппонентов Навального.

Председатель ФБК Мария Певчих заявила, что материал, опубликованный на SVTV, ранее был разослан Максиму Кацу, Алексею Венедиктову и изданию Insider. От кого именно были получены материалы, они не сказали.

Руководство ФБК отвергает обвинения в своей причастности к «фабрике эльфов».

«Никакого отношения к Фонду борьбы с коррупцией или ко мне лично эта сеть не имеет вообще. Ни в финансировании, ни в решении вопросов, ни в чём-либо ещё и близко. Готов это подтвердить в суде», — говорит Иван Жданов.

«ФБК и Free Russia Foundation — разные организации, они никак между собой не связаны. У ФБК нет и никогда не было никаких „ботоферм“» — написал Леонид Волков.

Фонд «Свободная Россия», признав сам факт наличия «проекта контрпропаганды», также отрицает какую-либо причастность к ФБК.

«Мы никогда не участвовали в дискредитации каких-либо оппозиционных политиков, журналистов, проектов или групп, — говорится в заявлении Фонда. — В 2022 году в качестве немедленного ответа на вторжение России в Украину и небывалую по масштабу кампанию дезинформации и пропаганды Кремля фонд „Свободная Россия“ основал Центр стратегических коммуникаций, который включает в себя как глубокие аналитические исследования информационной войны, так и форматы противодействия государственной машине лжи, продвигающей насилие и ненависть. Десятки и сотни российских активистов и активисток, профессионалов в сфере медиа, SMM работают в разных странах семь дней в неделю с единственной целью — помочь донести правду о преступлениях Кремля и последствиях кровавой войны, развязанной против Украины, до своих сограждан в России».